Главное

     Академик А.В. Жирмунский

 На защите Родины

 

Уважаемый читатель, перед вами – отрывок о военном времени из новой книги Надежды Константиновны Христофоровой «Академик Жирмунский и его институт» (к 100-летию со дня рождения академика А.В. Жирмунского), Владивосток: Дальнаука, 2023. – 272 с., изданной при финансовой поддержке ДВО РАН. Таким вернулся Алексей Викторович на первый курс университета после войны. Фото из личного архива А.В. Жирмунского

Академик Алексей Викторович Жирмунский (15.10.1921–20.10.2000) – крупный морской биолог,  эколог и физиолог, просветитель и преподаватель, аквалангист, исследователь прибрежных вод двенадцати морей, выдающийся организатор морской биологической науки на Дальнем Востоке России; основатель и создатель Института биологии моря ДВНЦ АН СССР (ныне ННЦМБ ДВО РАН), а также Дальневосточного морского заповедника, Малой академии морской биологии для школьников, журнала «Биология моря», нескольких кафедр в ДВГУ. В течение 10 последних лет жизни – неизменный главный редактор журнала «Вестник ДВО РАН» и член редколлегий нескольких академических журналов. Он ещё и фронтовик – в составе зенитного полка прошёл всю войну.

Автор книги – Надежда Константиновна Христофорова, доктор биологических наук, профессор, морской эколог. На протяжении более 20-ти лет жизни она была рядом с Алексеем Викторовичем. Из написанной ею книги можно узнать о жизненном пути А.В. Жирмунского, в том числе о военном прошлом. Эта последняя книга Надежды Константиновны, к сожалению, недавно ушедшей от нас.

Военные годы

В 1939 году, после окончания школы, Алексей Викторович поступил в Ленинградский университет на биологический факультет. Однако в «воздухе пахло грозой», международная обстановка была напряжённой, и многих первокурсников (в том числе его однокурсника и друга О.А. Скарлато, будущего директора Зоологического института АН СССР (РАН) призвали на действительную службу в Красную Армию. Алексея Викторовича направили в Запорожье, бурно развивающийся в годы первых пятилеток страны город на Днепре, в 16 зенитно-артиллерийский полк противовоздушной обороны, в котором он прослужил всю Великую Отечественную войну. Его часть располагалась у самого Днепра, недалеко от легендарного острова Хортица, где когда-то была Запорожская Сечь. В полку молодых бойцов основательно обучали военному делу: специальная подготовка, политическая учёба, тренировки в стрельбе из личного оружия, строевая подготовка на плацу в любую погоду, внезапные тревоги с выездом на позиции расположения зенитных батарей и марш-броски… Как говорил Алексей Викторович, всё это в короткий срок превратило их, желторотых ребят, в хорошо подготовленных бойцов, должным образом встретивших наступающие немецкие войска и сдерживавших натиск гитлеровских захватчиков сначала на правом, а затем, до октября 1941 года, на левом берегу Днепра. За 46 дней боёв в Запорожье, вспоминал Алексей Викторович, полк отразил 566 налётов вражеской авиации, сбил шесть самолётов и уничтожил несколько танков.

Огневой взвод, 5 батарея 16 ЗАП ПВО. Фото из архива А.В. Жирмунского

С октября 1941 до середины июля 1942 года полк оборонял район городов Каменск-Шахтинский, Белая Калитва и Зверево, прикрывая от самолётов противника формирование пополнений Южного фронта и станцию Лихая – узел железнодорожных магистралей Москва – Воронеж – Кавказ и Сталинград – фронт, а также железнодорожные станции и мост через р. Северский Донец в г. Каменск-Шахтинский. Алексей Викторович в то время был командиром отделения связи командного пункта 1-го дивизиона.

                                               ***

12 апреля 1942 года в полк, несколько потрёпанный в боях и отступлениях, прибыло 600 девушек-комсомолок из Ростова, большинство из которых недавно закончили средние школы. Они откликнулись на призыв пойти в армию на защиту Родины. Это пополнение надо было быстро превратить в настоящих бойцов, и для их обучения привлекли самых воспитанных, деликатных и знающих специалистов-мужчин. Алексею Викторовичу было поручено готовить телефонистов. Все прибывшие девушки прошли школу молодого бойца, за короткое время освоили приборы управления огнём зенитной артиллерии (заменив частично мужчин), работу на прожекторах, телефонную и радиосвязи, а также разведку. Причём, как с восхищением говорил Алексей Викторович, действовали чётче и аккуратнее, чем самые опытные бойцы-мужчины. Девушки отважно переносили тяготы военной жизни и продолжали точно работать, несмотря на взрывавшиеся рядом бомбы и сыпавшиеся осколки. После войны, уже живя на Дальнем Востоке, Алексей Викторович регулярно ездил в мае на встречу с однополчанами.

                                                  ***

Как вспоминал Алексей Викторович, в мае они получили новые 85-миллиметровые зенитные пушки. Они были не только мощнее старых, но и манёвреннее, и проще в обращении. Из них можно было стрелять по наземным целям в походном положении. К этому времени боевая обстановка осложнилась, участились налёты немецких самолётов на станцию Лихая. Готовя новое наступление, немцы пытались нарушить работу железнодорожных магистралей. Поэтому с начала июня почти каждую ночь, иногда и по нескольку раз за ночь, а потом и днём 30–50 бомбардировщиков налетали на железнодорожные объекты. Несмотря на потери в людском составе, батареи, благодаря высокой натренированности, стали больше сбивать самолётов. За пять дней в начале июня над станцией Лихая было сбито 10 самолётов.

Существенно улучшилась работа прожектористов: они чаще и лучше стали освещать самолёты, а схваченный лучами нескольких прожекторов, самолёт практически обречён, потому что стрелять по нему легко, и зенитчики почти всегда такой самолёт сбивали.

                                        ***

17 июля 1942 года, вспоминал Алексей Викторович, был получен приказ отойти к Ростову для защиты от немецкой авиации переправ через Дон, по которым отступали наши войска, и где шли ожесточённые бои. По данным штаба полка, переправы бомбили до 100 самолётов противника в день, сбрасывая ежедневно от 500 до 800 авиабомб. Зенитчики препятствовали, сколько могли, но силы были неравными, отдельные бомбы попадали в переправы или падали возле них. Сапёры сразу же восстанавливали повреждения. Здесь осколочной бомбой был убит боец отделения Алексея Викторовича, запорожский рабочий, другой боец ранен, сам Алексей Викторович был контужен и несколько дней почти ничего не слышал.

21 июля новый приказ о свертывании батарей и отходе на левый берег Дона. Чтобы сохранить личный состав, было решено большую часть бойцов перебросить через Дон на лодках, выше переправы. Но все лодки оказались на противоположном берегу. Нужно было плыть за ними через Дон, и Алексей Викторович с сибиряком лейтенантом Суворовым это сделали.

                                             ***

Полк продолжал прикрывать наши войска на левом берегу этой реки, а затем был переброшен в Грозный для защиты нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов. Здесь бойцам был прочитан приказ Сталина № 227 «Ни шагу назад», и здесь в районе Моздока и Орджоникидзе немецко-фашистские войска были окончательно остановлены.

Два месяца полк находился в Грозном. 10 октября 1942 года в Грозном был самый тяжёлый бой в истории нашего зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны, вспоминал Алексей Викторович, на город одновременно совершили налёт около 100 немецко-фашистских самолётов.

В вечернем сообщении сводки Информбюро от 11 октября говорилось, что «в районе Моздока авиация противника в числе 75 бомбардировщиков под прикрытием истребителей произвела налёт на один наш объект. Нашими лётчиками и огнём зенитной артиллерии было сбито 26 немецких самолётов».

В 1944 году полк был переброшен в другой нефтяной центр – г. Плоешти в Румынии, а закончил войну в Кошице, в Чехословакии. Всего, по официальным данным, полк уничтожил 33 немецких самолёта, 15 танков, два бронетранспортёра и около полка живой силы противника.

                                               ***

Судьба была благосклонна к Алексею Викторовичу и сохранила его для важной и напряжённой работы в мирное время, для созидания и творчества. Он не был ранен, хотя был контужен, потеряв при этом сознание, но остался цел и невредим и в 1945 году восстановился на 1 курсе биофака.

Алексей Викторович с однополчанками. Фото из архива А.В. Жирмунского

Мало кто знает, что Алексеем Викторовичем были сделаны в годы войны и хранились всё последовавшее время два альбома с фотографиями однополчан. Один, с наклеенными на странице в несколько рядов крошечными, подписанными фотографиями парней и девушек, сделан в начале войны. Другой из второй половины войны, с более крупными фото, уже часто улыбающихся бойцов, иногда совместных – юношей с девушками. Во втором альбоме имелось несколько фотографий дивизионного командира Г.П. Гальчука.

Как участник войны, Алексей Викторович награждён медалями «За оборону Кавказа» (1944) и «За победу над Германией» (1945). Как ветеран войны он награждён юбилейными медалями, памятными знаками, орденом Великой Отечественной войны II степени (1986), медалью Жукова (1996).

 (Печатается в сокращении)

Фото из архива А.В. ЖИРМУНСКОГО

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН